В России уже несколько лет проходит реформа третейского разбирательства, которая вследствие принятия Федерального закона Федерального закона № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» постепенно переходит с теоретической в практическую плоскость. Данным законом устанавливается порядок образования и деятельности третейских судов на территории РФ, а также организовывается третейское разбирательство в РФ. Датой вступления закона в силу станет 1 сентября 2016 года, при этом предусматривается переходной процесс. Опишем некоторые нюансы регулирования данной сферы отношений, вводимых принятым законодательством.
Образование и деятельность арбитражных учреждений, действующих на постоянной основе
Третейские суды РФ, действующие на постоянной основе, в первую очередь могут быть созданы исключительно при организациях некоммерческого типа (но не при всех), имеющих право осуществлять функции постоянного арбитражного учреждения. Осуществление данного вида деятельности без такого права является возможным только для арбитражных учреждений, имеющих историческое значение, - МАК и МКАС при ТПП РФ.
Необходимо учитывать факт отсутствия планов по автоматическому сохранению третейских судов, создаваемых при коммерческих и некоммерческих организациях. Первым будет предоставлено право на осуществление функций арбитражного учреждения, действующего на постоянной основе, а функции второго в будущем вообще не смогут осуществляться. Получить право на осуществление деятельности должны также и зарубежные арбитражные учреждения, деятельность которых будет производиться на российской территории.
В качестве основания для предоставления указанного права будут выступать рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, состоящего из представителей органов государственной власти, сообщества предпринимателей, ученых и юристов, торгово-промышленных палат, общероссийских объединений предпринимателей.
Требованиями, необходимыми для предоставления указанного права, станет наличие следующих факторов:
Исключение сделано только для зарубежных арбитражных учреждений, единственным требованием для которых является репутация, полученная ими в других странах.
Арбитраж для разрешения конкретного спора «ad hoc»
Для регулирования деятельности арбитража «ad hoc», созданного для рассмотрения тех или иных спорных вопросов, был принят Закон об арбитраже, в соответствии с которым деятельность «ad hoc» поддается определенным ограничениям:
Другие нововведения
Следует также учитывать, что новым Законом об арбитраже прямо устанавливается пункт об арбитрабельности споров корпоративного характера (за некоторым исключением).
Пунктами Закона в полной мере регулируется порядок содействия государственных судов арбитражу. В частности, стороны третейского разбирательства могут свободно обращаться в государственные суды по поводу решения:
В новом Законе об арбитраже предусмотрена также возможность назначения в качестве арбитра судьи, находящегося в отставке.
Нельзя не отметить интересный пункт, предоставляющий стороне третейского разбирательства, против которой было принято решение, право на самостоятельное инициирование в государственном суде производства о запрете признания в РФ решения, не нуждающегося в обязательном исполнении.
✓ Анализ ситуации ✓ Разработка стратегии
Отправьте заявку и юристВаши персональные данные нигде не
публикуются.
Упрощенную ликвидацию ввели в июле прошлого года. Форму Р19001, которая нужна для начала процедуры,...
Случай редкий, но мы периодически сталкиваемся Несовершеннолетнее лицо может стать участником...