Обратный звонок

×
  • Ваш город: Санкт-Петербург
Юридические услуги для бизнеса. Работаем с 2007 г.
+7 (812) 507-65-85 Консультация юриста Перезвоните мне
Пн.-Пт.: с 9.00 до 19.00 Сб-Вс: по записи
СПб, Невский пр., д. 151, оф. 4 500 м. от м. Площадь Ал. Невского Схема проезда

Новый закон об арбитраже

В России уже несколько лет проходит реформа третейского разбирательства, которая вследствие принятия Федерального закона Федерального закона № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» постепенно переходит с теоретической в практическую плоскость. Данным законом устанавливается порядок образования и деятельности третейских судов на территории РФ, а также организовывается третейское разбирательство в РФ. Датой вступления закона в силу станет 1 сентября 2016 года, при этом предусматривается переходной процесс. Опишем некоторые нюансы регулирования данной сферы отношений, вводимых принятым законодательством.

Образование и деятельность арбитражных учреждений, действующих на постоянной основе

Третейские суды РФ, действующие на постоянной основе, в первую очередь могут быть созданы исключительно при организациях некоммерческого типа (но не при всех), имеющих право осуществлять функции постоянного арбитражного учреждения. Осуществление данного вида деятельности без такого права является возможным только для арбитражных учреждений, имеющих историческое значение, - МАК и МКАС при ТПП РФ.

Необходимо учитывать факт отсутствия планов по автоматическому сохранению третейских судов, создаваемых при коммерческих и некоммерческих организациях. Первым будет предоставлено право на осуществление функций арбитражного учреждения, действующего на постоянной основе, а функции второго в будущем вообще не смогут осуществляться. Получить право на осуществление деятельности должны также и зарубежные арбитражные учреждения, деятельность которых будет производиться на российской территории.

В качестве основания для предоставления указанного права будут выступать рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, состоящего из представителей органов государственной власти, сообщества предпринимателей, ученых и юристов, торгово-промышленных палат, общероссийских объединений предпринимателей.

Требованиями, необходимыми для предоставления указанного права, станет наличие следующих факторов:

  • соответствие арбитражных правил с законодательными требованиями;
  • наличие у некоммерческого учреждения рекомендованного перечня арбитражного суда, которое имеет соответствие с законодательными требованиями;
  • правдивость представленных данных об учредителях/участниках некоммерческой организации и самой организации;
  • репутация, характер и масштаб деятельности некоммерческой организации, при которой будет достигнута хорошая организация деятельности арбитражного учреждения, действующего на постоянной основе, а также осуществление ею такой деятельности, которая направлена на развитие арбитражной сферы в РФ.

Исключение сделано только для зарубежных арбитражных учреждений, единственным требованием для которых является репутация, полученная ими в других странах.

Арбитраж для разрешения конкретного спора «ad hoc»

Для регулирования деятельности арбитража «ad hoc», созданного для рассмотрения тех или иных спорных вопросов, был принят Закон об арбитраже, в соответствии с которым деятельность «ad hoc» поддается определенным ограничениям:

  • участники арбитража «ad hoc» не вправе составлять соглашение об отказе от возможности обращения за содействием в суд государственной инстанции;
  • участники арбитража «ad hoc» не могут подавать заявку в государственные суды за помощью в получении доказательств;
  • соглашение сторон об окончательности решения данного арбитража является недействительным, в соответствии с 40-ой статьей Закона об арбитраже;
  • арбитражу ad hoc» не предоставлено право на рассмотрение корпоративных споров.

Другие нововведения

Следует также учитывать, что новым Законом об арбитраже прямо устанавливается пункт об арбитрабельности споров корпоративного характера (за некоторым исключением).

Пунктами Закона в полной мере регулируется порядок содействия государственных судов арбитражу. В частности, стороны третейского разбирательства могут свободно обращаться в государственные суды по поводу решения:

  • вопросов о назначении арбитра по заявлению, поданной любой стороной;
  • вопросов о рассмотрении заявления о произведении отвода арбитра;
  • вопросов о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.

В новом Законе об арбитраже предусмотрена также возможность назначения в качестве арбитра судьи, находящегося в отставке.

Нельзя не отметить интересный пункт, предоставляющий стороне третейского разбирательства, против которой было принято решение, право на самостоятельное инициирование в государственном суде производства о запрете признания в РФ решения, не нуждающегося в обязательном исполнении.      

 
БЕСПЛАТНАЯ
консультация с юристом

✓ Анализ ситуации ✓ Разработка стратегии

Отправьте заявку и юрист
свяжется с Вами в течение 10 минут

Согласен с условиями обработки данных

Ваши персональные данные нигде не
публикуются.

Статьи

Упрощенная ликвидация: особенности, подводные камни

Упрощенную ликвидацию ввели в июле прошлого года. Форму Р19001, которая нужна для начала процедуры,...

Ликвидация компании с несовершеннолетним участником

Случай редкий, но мы периодически сталкиваемся Несовершеннолетнее лицо может стать участником...

Продвижение сайта | idclient
Бесплатная консультация«Пройдите тест и получите консультацию юриста в подарок!»