Регистрация собственного бизнеса в России в самом ближайшем будущем гораздо усложнится, и будет требовать большего количество потраченных средств. Некоторые учредители и вовсе не смогут зарегистрироваться. Относятся эти нововведения и к реорганизации/ликвидации предприятий. Изменения вступят в силу после принятия Федерального закона от 30.03.2015 г. N 67-ФЗ, которым будет утвержден порядок обеспечения достоверности представляемых при регистрации юридических лиц данных.
Как известно, в обязанность осуществляющих регистрацию органов не входит контроль над соблюдением заявителями законных формальностей, а также достоверностью предоставляемой на регистрацию документации. При написании заявления в налоговый орган личность заявителя должна проверяться с предъявлением удостоверяющего ее документа – паспорта. Регистрирующий орган не имеет оснований для осуществления проверки достоверности данных при соответствии формы заявления с установленными требованиями.
Сделано это не только для того чтобы была ускорена регистрационная процедура, но и во избежание дополнительного административного давления на бизнес. Действующая ненавязчивая процедура регистрации, исходя из названия нового закона, теперь уходит в прошлое.
Документы, поступающие на регистрацию, будут проверяться на предмет их достоверности в соответствии с новыми правилами. Формально организация проверки осуществляется в том случае, если появляются обоснованные сомнения в достоверности представленных сведений. Но законодательством не определяется понятие «обоснованных сомнений», а также не приводится, какие именно основания могут иметься для возникновения такого рода сомнений.
Следовательно, регистрирующий орган может проверять документы при любой необходимости в этом. К примеру, в случае поступления возражений заинтересованных лиц, которые не согласны с тем, чтобы соответствующие сведения и изменения были внесены в реестр. Кроме всего прочего, инициирование проверок может проводиться по заявлениям «неравнодушных» лиц, которые проинформированы о подлоге. Для проведения проверки может использоваться либо экспертиза самих документов, либо допрос свидетелей и проведение осмотров объектов недвижимости, являющихся владениями заявителей и предприятий.
В процессе проведения проверки регистрационный орган может принять решение о том, чтобы приостановить государственную регистрацию до момента ее окончания. Срок ввода приостановления регистрации не должен превышать один месяц. Само решение о приостановлении государственной регистрации должно при этом приниматься в пределах предусмотренного для такой регистрации срока, а течение указанного срока будет прервано.
В решении о приостановлении регистрации необходимо указывать причины ее приостановления, а также срок, дающийся заявителю для представления документов и пояснений, опровергающих предположение о недостоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. Минимальный срок для представления заявителем документов и пояснений составляет пять дней.
Приостановление регистрации может произойти и при поступлении в регистрирующий орган из суда акта о том, чтобы принять к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к находящемуся в процессе ликвидации юридическому лицу. До момента поступления решения по такому иску в регистрирующий орган не может осуществляться регистрация юрлица в связи с его ликвидацией.
При установлении недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений государственная регистрация не осуществляется. При этом в реестр должна быть внесена запись о подлоге. Основанием для внесения такой записи могут стать как результаты проведенной проверки, так и соответствующее заявление, которое поступило от физлица по утвержденной форме.
Регистрирующий орган должен направить юрлицу уведомление о необходимости представления в него достоверных данных при установлении по результатам проверки недостоверности содержащейся в ЕГРЮЛ информации о юридическом лице.
Юридическое лицо должно сообщить соответствующие данные или представить документы, которые свидетельствуют о достоверности данных, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности. Для этого юрлицу предоставляется 30-дневный срок с момента направления уведомления о недостоверности сведений.
В ином случае регистрирующий орган должен внести в единый реестр запись о недостоверности сведений о юрлице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Ответственность за достоверность подаваемых заявителем сведений о юрлице несет сам заявитель. В качестве последствия грубых нарушений нормативных правовых актов, в том числе и законов, законодательством предусматривается ответственность юрлица за достоверность подаваемой им информации и право регистрирующего органа ликвидировать его в судебном порядке.
Ни о какой регистрации здесь, конечно же, не может быть и речи. Кроме этого, последствием отказа в регистрации станет несоблюдение установленного законом порядка процедуры реорганизации или ликвидации юридического лица.
Законодателем предусмотрен целый комплекс административных и уголовно-правовых мер, которые понуждают заявителя к соблюдению новых правил в целях обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр.
Административная ответственность в виде штрафа, в частности, вводится за представление или непредставление недостоверных данных об индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице в регистрирующий орган. Такое нарушение чревато наложением штрафных санкций на должностное лицо в размере 5-10 тысяч рублей.
Должностные лица, совершившие данное правонарушение повторно, получат дисквалификацию сроком от 1 до 3 лет. Предоставление в инспекцию заведомо неправдивой информации также приведет к дисквалификации.
Уголовная ответственность теперь может устанавливаться за представление в регистрационный орган сведений, повлекших внесение в реестр данных о подставных лицах. Такое действие наказывается лишением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на тот же срок, либо штрафными санкциями в размере 100-300 тысяч рублей. Ранее уголовная ответственность предусматривалась только за образование и реорганизацию юрлица через подставных лиц.
Поправки одновременно уточняют, кто именно считается подставными лицами. В частности, ими могут быть лица, являющиеся учредителями (участниками) юрлица, без ведома или путем введения в заблуждение которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ. Подставными также будут считаться лица, являющиеся органами управления юрлица, у которых отсутствует цель управления юрлицом.
✓ Анализ ситуации ✓ Разработка стратегии
Отправьте заявку и юристВаши персональные данные нигде не
публикуются.
Упрощенную ликвидацию ввели в июле прошлого года. Форму Р19001, которая нужна для начала процедуры,...
Случай редкий, но мы периодически сталкиваемся Несовершеннолетнее лицо может стать участником...